Сергей Вельмяйкин о спецоценке
На семинаре в Уфе, посвященном изменениям в трудовом законодательстве, выступил первый заместитель министра труда и социальной защиты страны Сергей Вельмяйкин и дал некоторые разъяснения по поводу специальной оценки условий труда.
С 1 января этого года вместо аттестации рабочих мест должна проводиться специальная оценка условий труда.
Спецоценка позволит разделить все рабочие места на четыре класса по вредности: «оптимальный класс», «допустимый класс», «вредный класс» и «опасный класс».
— С точки зрения соблюдения прав работников, никакой революции мы не совершаем, поскольку в основе процедуры аттестации рабочих мест тоже лежала оценка условий труда, — отметил Сергей Вельмяйкин. — Институту оценки условий труда в этом году исполнится уже 28 лет. Впервые такая оценка была проведена в качестве эксперимента в 1986 году. Изменив название, отказавшись от слова «аттестация», мы постарались избавиться от тех вещей, которые себя не оправдали. Так, в порядке проведения аттестации рабочих мест было прописано, что каждое рабочее место должно быть обязательно аттестовано. На практике же это оказалось невыполнимым. Из 48 миллионов рабочих мест в стране за все эти годы аттестовано всего чуть более шести миллионов.
Таким образом, специальная оценка – попытка привнести что-то новое в этот процесс.
— Мы понимаем, что есть ряд производств, где вредные условия сохранятся все равно. Это, к примеру, работа шахтеров, чей труд, несмотря на все усилия, так и останется вредным и опасным, — пояснил Сергей Вельмяйкин. — Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы максимально возможное количество работников трудились бы не во вредных условиях.
Он заявляет, что в обсуждении закона принимали участие представители профсоюзов, которые первые требовали сохранить полномасштабную оценку абсолютно всех рабочих мест, и работодателей, настаивавших на том, чтобы им разрешили просто декларировать безопасность рабочих мест.
— Думаю, нам удалось соблюсти баланс интересов сторон социального партнерства. Мы исходили из того, что полномасштабная оценка условий труда должна проводиться только в отношении действительно вредных рабочих мест. Это в основном рабочие места тех, чьи профессии перечислены в советских списках: шахтеров, металлургов, железнодорожников. Таких рабочих мест как раз около 6,5 миллиона. Для остальных рабочих мест процедура оценки условий труда должна быть упрощенной и менее затратной, — считает первый замглавы Минтруда России.
Так, согласно новому документу, из оценки вредных условий труда исключены два ранее учитывавшихся параметра — психоэмоциональная нагрузка, потому что «ее невозможно объективно посчитать», и естественная освещенность, которую в мире «нормировали только Россия и Беларусь».
Но по сообщению директора Департамента условий и охраны труда Минтруда страны Валерия Коржа, окончательное принятие всех подзаконных актов, которые позволят в полной мере реализовывать новый закон, планируется завершить до окончания первого полугодия 2014 года.
1508